Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 20:43

Добро пожаловать на официальный сайт школы № 2

Меню сайта
Новости
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Возрастные особенности учащихся

Методические рекомендации
 
Готовность детей к школе: как ее диагностировать
 

Поступление  ребенка в школу совпадает по времени  с возрастным кризисом развития. Этот переломный период его социализации представляет собой серьёзное испытание адаптационных возможностей. Одни дети это испытание выдерживают вполне успешно. Однако для других новая социальная ситуация их развития становится ситуацией риска. Внешняя школьная среда,  воспитание и обучение по-разному воздействуют на ребёнка. Поэтому чрезвычайно важно определить адекватный для ребенка школьный режим, формы бучения, дидактическую нагрузку в целом, знать и  учитывать эти внутренние условия, профессионально оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе начала его школьной жизни, его готовность к школьному обучению, школьную зрелость. Как изучать индивидуальные и индивидуально-типические особенности поступающих в школу и обучающихся в ней детей, определять их сильные и слабые стороны, оценивать продвижение в развитии.

   Исследования специалистов разного профиля достаточно убедительно отвечают на вопрос о том, на какие показатели следует ориентироваться. Прогностически значимыми показателями уровня адаптационных возможностей ребёнка могут в совокупности  служить такие:

·        состояние физического и психического развития, здоровья ребёнка;

·        уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе;

·        сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Остановимся на каждом из них.

Состояние физического и психического развития, а также здоровья ребёнка.

       Медики констатируют, что за последние 20 лет в состоянии здоровья детского населения произошли неблагоприятные изменения: более чем в 4 раза увеличилось количество детей с хронической патологией. До 50 % возросло число детей, имеющих дисфункциональные нарушения. Прослеживается прямая связь  отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учебе. Установлено, что среди плохо успевающих детей  абсолютное большинство характеризуется наличием соматических и психических расстройств той или иной степени выраженности. Признаки нарушений психического развития и здоровья часто выступают на фоне тех или иных хронических заболеваний (болезни уха, горла, носа, органов пищеварения, дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата и др.). Неуспеваемость этих учеников в большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной  работоспособностью в динамике учебного дня, недели  и года. У значительной их части в период оптимума физиологических функций  интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Высокая отвлекаемость, нарушения внимания на фоне общей ослабленности приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию е ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев. В связи с этим снижается способность к адекватному отражению воспринимаемого, происходит его неправильное осмысление. Значительно более низкими в этом случае оказываются как точность, так и скорость интеллектуальных действий, затрудняется переключение с одного способа действий на другой, нет гибкого реагирования на изменение ситуации. Это обусловливает ухудшение познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Некоторая часть таких детей выполняет школьные  требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению. Так, по данным Центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50% детей с отклонениями в состоянии здоровья и признанных не готовыми к школе за время обучениями в первом классе показатели здоровья ухудшаются как за счет усугубления уже имеющихся заболеваний или развития новых с хроническим течением. Состояние здоровья у детей, поступающих в школу,- обязательный показатель, который должен быть учтен при прогнозировании успешности школьной адаптации.

    Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.

Школьная жизнь целиком подчинена учению. Она значительно более строго регламентирована и протекает по своим, отличным от предыдущей жизни ребёнка правилам. Чтобы успешно освоиться в новой жизни, ребенок должен быть достаточно зрелым в личностном аспекте, а также иметь определенный уровень педагогической подготовки к школе. Дети, неготовые к школе с этих точек зрения, значительно уступают своим сверстникам. Показательны при этом следующие признаки:

·        Желание идти в школу, наличие учебной мотивации.

Подавляющее число детей активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим и должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры всё активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им надлежит овладеть,- роли ученика. Дети с низкой личностной готовностью к школе всего этого не имеют. Предстоящая школьная жизнь не вошла в их сознание и не возбудила соответствующих переживаний. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: «Ты хочешь в школу?» - отвечают: «Не знаю», а если дают утвердительный ответ, то, как выясняется, привлекает их в школе не содержание школьной жизни, а сугубо внешние стороны – не расставаться с товарищами из группы детского сада, иметь, как они, ранец, носить школьную форму и др.

·        Организованность и ответственность ребёнка; его умение общаться, адекватно вести себя.

Основные нормы человеческого общения, правила поведения   усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства из них складываются и предпосылки такого важного социального качества человека, как ответственность. Своевременного формирования соответствующих качеств и умений у психологически не готовых к школе детей не произошло. Их поведение отличается неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, - чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто ведут себя неадекватно. Кроме того, они  безответственны: легко забывают о поручениях, не переживают по поводу того, что не выполнили обещанного. В играх часто нарушают правила, с трудом участвуют в сюжетно-ролевых играх.

·        Уровень познавательной активности.

          Непременная предпосылка успешного включения ребёнка в учебную деятельность - наличие у него, так называемого познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение оказывается сформированным. Дети перерастают игру, игровые интересы, которые окрашивали дошкольный период их развития. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и активно хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов.

Дети с низким уровнем развития познавательной активности – иные. Круг их интересов, как правило, сужен, не простирается дальше непосредственно окружающего. Они не задают вопросов, редко сами берет в руки детские книг, журналы рассматривают картинки. Их внимание не удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к  учению у них заметно ниже, чем у познавательно активных детей накануне школы.

 

·        Кругозор.

         При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный ряд умений и навыков, которые позволяют включиться в процесс целенаправленного, систематического обучения. Вооружение знаниями и умениями происходит как в процессе особой подготовительной работы в детском саду, дома, так и в непреднамеренной, специально не нацеленной на обучение деятельности, когда ребёнок стихийно впитывает знания из окружающей жизни, овладевает умениями. Однако результаты такого подготовительного  или стихийного обучения детей бывают разными. Сказываются при этом не только различия в условиях воспитания, но и индивидуальные различия познавательной деятельности. Чем бы ни был обусловлен ограниченный кругозор ребенка, само по себе наличие этого факта требует к нему внимательного отношения и служит сигналом  к необходимости специальной коррекционной работы.

·        Развитие речи (логичности, содержательности, выразительности).

Речь ребенка, как и взрослого человека, - одна из специфических форм человеческого сознания, его наглядный выразитель. По тому как ребенок говорит в общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), можно составить достаточно правильное представление о том, как он думает, как воспринимает и  осмысливает окружающее. Речь детей с отставанием в развитии познавательной деятельности обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием грамматических фраз.

Сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Начальный этап школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Известно, однако, что более 20% семилеток и около 40% шестилеток, имея нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе, что становится причиной начального отставания детей в учении.  Выделяется ряд показателей, достаточно определенно отражающих развитие психофизиологических и психологических школьно-значимых функций. К их числу относятся:

·        Сформированность интеллектуальных предпосылок учебной

деятельности.

       Усвоение школьных знаний требует развития у детей ряда интеллектуальных умений: смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний в соответствии с поставленной задачей. Этими умениями на необходимом уровне дети  овладевают обычно в разнообразных видах практической и игровой деятельности, которыми насыщено дошкольное детство. Их развитие специально предусмотрено и программой воспитания в детском саду. Если же в силу причин внешнего или внутреннего характера эти умения сформированы не были, то без специального внимания к этому факту и целенаправленной  коррекционной работы неизбежно возникает риск академической неуспеваемости ребёнка в условиях обычного обучения.

·        Развитие произвольного внимания, произвольности деятельности.

Важнейшая предпосылка успешной деятельности – умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, «не потерять» условия задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства её решения до конца, проверить правильность полученного результата. Очевидно, что несформированность на необходимом уровне этих умений повлечёт за собой проблемы, которые проявляются во всех видах школьных занятий, при усвоении различного учебного материала.

·        Развитие мелкой моторики руки.

Процесс овладения письмом при обучении грамоте и математике так же, как процесс рисования и выполнения многих поделок, предусмотренных программой по труду,  требует определенной сформированности  мышц кисти руки и  предплечья. При их  недостаточной тренированности  и развитости, несмотря на чрезвычайные усилия ребенка, освоение таких видов деятельности становится для него большой проблемой.

·        Сформированность  пространственной ориентации, координации в системе «рука – глаз».

Недостаточный уровень развития названных функций затрудняет определение пространственных  взаимоотношений элементов букв, цифр,  геометрических линий и фигур, осложняет ориентировку в схемах и наглядных изображениях. Эти отклонения служат естественным препятствием в обучении чтению, письму, в усвоении начальных математических знаний, при выполнении поделок и рисовании.

·        Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух- это умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов. Для продуктивного обучения грамоте и для выработки орфографического навыка школьники должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы, соотносить букву с фонемой в разных позициях. У большинства детей группы риска фонематический слух столь несовершенен, что невозможными становятся процедуры самостоятельного придумывания слов на заданный звук  ясных по произношению словах. Такого уровня «фонематическая  глухота» становится преградой на пути формирования навыков чтения и орфографически-правильного письма.

    Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению - это комплексная характеристика состояния его физического и психического здоровья, уровня его социальной и психологической зрелости, педагогической подготовленности к школе, отражающей его познавательный опыт, накопленный за годы дошкольного детства.

    Предложенное определение феномена готовности ребенка  побуждает  под иным, нежели существующий,  углом зрения рассмотреть и  проблему ответственности за подготовку детей к школе. В условиях усиливающего расслоения общества, многообразия человеческих особенностей, задатков и способностей, даже при всем стремлении к улучшению существующего положения дел с готовностью   детей к обучению эту проблему в обозримом будущем вряд ли удастся решить.

     В этой связи   важный вопрос, который, по нашему мнению, требует постановки   и обсуждения, - кому и какими методами эту готовность – способность детей к школьному  обучению – изучать и оценивать.

    Существует в этом отношении практика, как известно, выглядит так.  Сначала все дети, достигшие школьного возраста (по новому Закону «Об образовании» это 6,5-8 лет, но не позже  достижения возраста  восьми  лет), родители которых считают их готовыми к школьному обучению, проходят предшкольную  диспансеризацию на предмет выявления медицинских противопоказаний к обучению  по  общеобразовательным программам и, в случае выявлений таковых, определения  показанного ребёнку вида специального образования.

 

Далее, предлагаемая вниманию читателей методика педагогической диагностики готовности  -  способности  детей к обучению, можно более  подробно просмотреть в журнале : «Сельская школа» - №3 2009 года.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Школа №2 2024
Адрес вашего компьютера 18.222.125.171